Размер шрифта
-
+
Цветовая схема
A
A
A
 
ГАПОУ "Тетюшский государственный колледж гражданской защиты"
Версия для
слабовидящих
Республика Татарстан,
г. Тетюши, ул. Фрунзе, 23
+7 (843) 732-56-26
tetushi-tpu@mail.ru
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

 

Методические рекомендации по написанию и оформлению ВКР Отчёт о работе заместителя директора по НМР Ватутиной В.П. I полугодие 2017 – 2018 уч. г. План научно-методической работы на 2017-2018 учебный год Сборник материалов республиканской научно-практической конференции | 22 ноября 2017 год. Сборник материалов Всероссийская научно-практическая конференция | 15 ноября 2017 год. Положение о календарно-тематическом плане Положение о выпускной квалификационной работе Положение о заведующих кабинетами Положение о планировании и организации самостоятельной работы студентов Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Положение об учебно – исследовательской деятельности студентов Положение об учебном кабинете Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летнему юбилею ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум» Лениногорск | 15 декабря 2017 года
Научно-исследовательская работа (НИР) студентов и преподавателей
ГАПОУ «Тетюшский государственный колледж гражданской защиты»

Научно-исследовательская работа (НИР) не предусмотрена содержанием ФГОС СПО и носит дополнительный характер к требованиям стандарта.

НИР в ГАПОУ «Тетюшский государственный колледж гражданской защиты» развивается в следующих направлениях:

  • разработка Положения о научно-исследовательской деятельности;
  • разработка программы формирования исследовательских умений;
  • определение субъектных функциональных связей для реализации программы исследовательской деятельности;
  • разработка программы подготовки педагогических работников организации СПО к организации и проведению исследовательской деятельности со студентами;
  • создание ресурсного центра.

Особенностью образовательных программ СПО является доминирование эмпирической исследовательской работы, при которой процесс сбора информации об изучаемых объектах осуществляется с помощью наблюдений и проведения измерений. В работе со студентами колледжа, исследователи рекомендуют использовать принцип широкой трактовки понятия «исследование»: выделение проблемы, формулировку гипотезы, сравнение явлений, предметов, структурирование материала, работу с текстом и т. д. При таком подходе целью исследовательской деятельности становится функциональное формирование умений исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации студентов к учебной деятельности и активизации их личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний [1].

Понятие «исследовательское умение» понимается как способность:

  • к проведению самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач (В. В. Успенский);
  • проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов (В. В. Успенский, И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова и др.);
  • действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности (Н. В. Сычкова, П. Ю. Романов, М. Н. Поволяева и др.).

Разработка программы формирования исследовательских умений и навыков осуществляется на основе принципов индивидуализации (определение возможностей каждого) и дифференциации (расширение перечня форм и видов исследовательской деятельности).

Исследовательское умение, основанное на функциональных возможностях исследования в развитии личности: это готовность к аналитической мыслительной деятельности, проявляющейся в возможности выполнять действия, необходимые для решения поставленных задач или проблемы.

Исследовательские умения:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • структурировать материал;
  • делать выводы;
  • доказывать и защищать свои идеи [14].

Необходимым элементом программы развития исследовательских умений и навыков является выбор форм деятельности, что и является одной из основных задач современных педагогических технологий (Д. Б. Богоявленская, Дж. Брунер, Н. С. Лейтес, А. В. Леонтович и др.).

Выбранные формы НИР дают возможность студентам и преподавателям, руководителям исследовательских работ студентов, продемонстрировать результаты исследовательской деятельности и сформированность исследовательских умений.

Педагоги СПО, обеспечивающие практикоориентированную подготовку специалистов среднего звена, готовы в большей степени не к теоретическим изысканиям, а к проведению исследований в лабораториях, на учебных полигонах и (или) в производственных условиях с использованием натурных образцов или моделей, а также к их изготовлению [15]. Следовательно, формирование умений и навыков исследовательского поиска у преподавателей и студентов системы СПО - задача, имеющая самостоятельную ценность, решение которой обеспечивает качество специалистов в соответствии с указанными выше документами.

Содержание программы подготовки педагогических работников учреждений СПО к организации и проведению исследовательской деятельности со студентами основано на применении деятельностного подхода и предполагает:

  • овладение знаниями о научном исследовании;
  • актуализацию у преподавателей знаний о технологических процессах, используемых на производстве;
  • ознакомление с перспективами развития отрасли;
  • организацию совместного со студентами обсуждения проблем и выбор тем для исследования.

Необходимым элементом системы организации НИР студентов СПО является инновационная инфраструктура, которая представляет собой систему связей и порядок взаимодействия профессиональных и методических объединений колледжа, обеспечивающие планирование и проведение научно-исследовательской работы. Согласно внутренней структуре методическое объединение ГАПО «Тетюшский государственный колледж гражданской защиты» - это методический кабинет, предметно - цикловые комиссии, библиотека.

Функциональное назначение инновационной инфраструктуры следующее:

  • информационное обеспечение (библиотека);
  • обеспечение производственно-технологическими ресурсами (предметно-цикловые комиссии);
  • продвижение и реализация результатов исследовательской деятельности, а также оказание консультативно-методической помощи (методический кабинет).

ГАПОУ «Тетюшский государственный колледж гражданской защиты» входит в научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» был создан Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.04.2011 г., № 288, а также имеет трёхсторонний договор о сотрудничестве с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ») и МЧС, что открывает широкий доступ к материальным, интеллектуальным ресурсам данных ВУЗов и организациям-работодателям.

Студенты и преподаватели ГАПОУ «Тетюшский государственный колледж гражданской защиты» принимают участие во всероссийских и республиканских научно-практических конференциях, внутриуниверситетских и межвузовских конференциях, конкурсах и т.п.

В 2017-2018 уч. г. они приняли участие в следующих НПР и конкурсах:

  1. Всероссийская научно-практическая конференция «Организация духовно-нравственного развития студентов как основа формирования их профессиональной культуры в рамках социально-экономических и общественных дисциплин» (15.10.2017 г.): - Арсланова С.С. Секция «Инновационные подходы в преподавании социально-экономических и общественных дисциплин», публикация и очное участие с выступлением по теме: «Использование кейс-метода в обучении деловому татарскому языку».
  2. Республиканская научно-практическая конференция «Профессиональная ориентация как фактор развития системы СПО РТ» (22.11.2017 г.):
  3. Ватутина В.П. Публикация по теме: «Активные формы профориентационной деятельности в работе ГАПОУ «Тетюшский государственный колледж гражданской защиты».
  4. Всероссийская научно-практическая конференция «Современное профессиональное образование: проблемы, решения, перспективы» (15.12.2017 г.):
    - Арсланова С.С. Секция «Современные технологии в системе дополнительного и профессионального образования», публикация по теме: «Обучение деловому татарскому языку с использованием кейс-метода».
    - Ватутина В.П. Секция «Психологические и педагогические аспекты профессионального образования», публикация по теме: «Психолого-педагогические аспекты профориентационной направленности в работе ГАПОУ «Тетюшский государственный колледж гражданской защиты».
    - Кушагина В.Н. Секция «Психологические и педагогические аспекты профессионального образования», публикация по теме: «Изучение мотивов занятия спортом у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта».
    - Мерзлов А.Г. Секция «Движение Worldskills как фактор повышения качества профессионального образования», публикация по теме: «Движение Worldskills. Готовим чемпионов».
    - Власов С.Е. Секция «Движение Worldskills как фактор повышения качества профессионального образования», публикация по теме: «Использование дистанционных технологий для подготовки к демонстрационному экзамену по стандартам Worldskills».
    Преподаватели колледжа Сабирова А.В. и Яшина М.В. приняли участие в Республиканских педагогических чтениях «Семьеведение» в школе и техникуме: обучение и воспитание». (30.11.2017 г., г. Нижнекамск), организованном филиалом УВО «Университет управления «ТИСБИ», Министерством образования и науки РТ и Татарстанским отделением национального общественного комитета «Российская семья» (публикации).
  5. Конкурс научно-инновационных проектов ИАЭП – КНИТУ – КАИ (ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»): - название проекта: «Анализ возможности проведения ремонта аварийно-спасательного инструмента силами и средствами поисково-спасательного отряда», Тимофеева Е.И. (преподаватель), Никулин Н. (курсант) – III место;
  6. II-ая конференция школьников и студентов СПО «Моя будущая профессия» (15.01.2018 г. по 01.03.2018 г.) ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Казанский национальный исследовательский технологический университет:
    - Тимофеева Е.И. (преподаватель), Шарафиева Р. (курсант);
    - Яшина М.В. (преподаватель), Ильина Е. (курсант).

Тематика, содержание и уровень докладов позволяют наиболее способным студентам СПО конкурировать со студентами вузов. Результаты НИР студентов помогают выявлению наиболее способных учащихся, склонных к дальнейшей научной деятельности, и служат средством для проектирования их индивидуальной образовательной траектории.

Проведение НИР способствует достижению качественно новых результатов в подготовке специалистов среднего звена, повышению ресурсных и функциональных возможностей педагогических работников организаций СПО, формированию у них новых системных качеств, интеграции теоретической фундаментальности образовательного процесса с практикоориентированностью.

Используемая литература:

  1. Ваганова Н. О. Конференция по итогам практики как форма взаимодействия разноуровневых учебных заведений в университетском комплексе / / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 1. С. 177-180.
  2. Ваганова Н. О. Модульная структура университетского комплекса // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 76-78.
  3. Ваганова Н. О. Сетевое взаимодействие образовательной организации с производством // Образование и общество. 2015. Т. 3. № 92. С. 54-57.
  4. Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Фоменко С. Л. Основные подходы к разработке механизмов интеграции корпоративных интегрированных систем в сфере образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 73-78.
  5. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие ОУ в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 11-17.
  6. Игошев Б. М., Давыдова Н. Н., Фоменко С. Л. Развитие педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 12-18.
  7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительством РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: / /2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/.
  8. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И. З. Налетова. Москва: АСТ, 2003. 320 с.
  9. Лопаткин В. М., Куликова Л. Г., Бокова О. А. современные подходы к пониманию научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов и аспирантов // Вестник алтайской науки. 2015. № 1 (23). С. 508-513.
  10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. Москва: Мысль, 2001.
  11. Поппер К. Логика научного исследования: пер. с англ. / под общ. ред. В. Н. Садовского. Москва: Республика, 2004. 447 с.
  12. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.
  13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Приказ Минобрнауки России от 30 октября 2014 г. № 1419. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://minjustconsultant.ru/files/pdf/f5e5ff81-7cc8-4c63-bfa1-a43300ef8139.
  14. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. 2007. № 3. С. 14-24.
  15. Силкина Н. В., Ваганова Н. О. Деятельностная модель развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей учреждений СПО РФ // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Ты-нышпаева. 2011. № 4.
  16. Синякова М. Г., Давыдова Н. Н., Фоменко С. Л. Тенденции развития социального партнерства в условиях сетевой кластерной интеграции / / Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 5. С. 36-46.
  17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: / / economy.gov. ru / minec/ activity / sections / innovations / doc2 0101231_016.
  18. Федоров В. А., Давыдова Н. Н. Методологические основания управления ОУ в условиях сетевого взаимодействия // Казанская наука. 2013. № 9. С. 13.
  19. Фоменко С. Л., Давыдова Н. Н. Некоторые подходы к организации кластерной интеграции образовательных организаций // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 6. С. 22-27.

В самом конце 2017 года преподаватели нашего колледжа приняли активное участие во Всероссийской научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: проблемы, решения, перспективы», которая состоялась в Лениногороске 15 декабря 2017 года.

Огромный педагогический опыт преподавателей колледжа очень востребован и опубликован в сборнике конференции. Педагоги осветили самые разнообразные направления своей профессиональной деятельности. Так, о своей работе в рамках движения Worldskills как фактора повышения качества профессионального образования, рассказали преподаватели Власов Сергей Евгеньевич и Мерзлов Александр Геннадьевич. В рамках секции «Психологические и педагогические аспекты профессионального образования» опубликован опыт работы заместителя директора по НМР Ватутиной Виктории Петровны и преподавателя Кушагиной Виктории Николаевны. Современными технологиями в системе дополнительного и профессионального образования поделилась Салима Салаховна Арсланова, а о проблемах воспитания в системе профессионального образования рассказали Сабирова Алефтина Валерьевна и Яшина Марина Викторовна.

С публикациями преподавателей нашего колледжа и сборником в целом можно ознакомиться на сайте колледжа в разделе «Научно-методическая работа».

Заместитель директора по НМР Ватутина В.П.

История колледжа Специальности Новости Контактные данные

2017 © ГАПОУ "Тетюшский государственный колледж гражданской защиты"